Форум Обучение Контакты  
 
  Рэйки   Космоэнергетика   Пакаль Вотан   Руническая магия   Тенсёгрити  
Зороастризм
 
 
Цвет фона: светлый темный
Легенды. Туринская плащаница.

Туринская плащаница
Туринская плащаница:
позитив и негатив
Туринская плащаница - загадочный религиозный артефакт,  льняное полотно  размером 4,3 на 1,1 метр, на котором, возможно, запечатлены подлинные отпечатки Тела и Лика Христа. На протяжении  двух тысячелетий плащаница является предметом жарких споров и дискуссий для скептиков, а для верующих -  важнейшей реликвией христианства. Однако,  до сих пор Туринская плащаница крепко хранит свои тайны,  несмотря на то, что  является одним из самых изучаемых предметов в истории. 

С одной стороны,  приверженцы подлинности плащаницы верят, что это и есть тот самый погребальный саван, в который завернули тело Иисуса, сняв Его с креста. С другой стороны, существуют скептики, утверждающие, что Туринская плащаница не что иное, как искусная средневековая подделка. Так что же это - доказательство чуда, положившего начало новой религии  или грандиозная фальсификация? Где, когда и каким образом появилось изображение на ткани, будоражащее воображение верующих, скептиков и учёных? 

Для того, чтобы прикоснуться к этой, для многих священной тайне, мы отправимся в далёкое прошлое. В то время,  когда христианство только зарождалось, пройдём по следам тамплиеров и крестоносцев, перенесёмся в мастерскую Леонардо да Винчи и, наконец, окажемся в нашем времени и посмотрим, сможет ли современная наука разгадать тайну плащаницы. 

История этого загадочного полотна начинается примерно в I веке нашей эры на земле Древней Халдее в Иерусалиме. Там, согласно преданию, Иосиф из Аримафеи  завернул тело Иисуса Христа после Его Крестных страданий и смерти. В частности, на это указывает отрывок из Евангелие от Матфея (27:59-60): «и, взяв тело, Иосиф обвил Его чистою плащаницею и положил Его в новом своем гробе, который высек он в скале; и, привалив большой камень к двери гроба, удалился». 

С тех пор прошло два тысячелетия и теперь четырёхметровое льняное полотно (4,3х1,1 м)  вот уже более 400 лет хранится в специальном ковчеге в соборе Святого Иоанна Крестителя в Турине. Многие люди убеждены, что это та самая, подлинная плащаница, хранящая отпечатки распятого тела Христа.  И, хотя католическая церковь считает плащаницу важным напоминанием о Страстях Христовых, но официально отказывается признать её подлинность, а православная церковь не имеет официальной позиции по этому вопросу, тем не менее, целый ряд церковных деятелей считают Туринскую плащаницу подлинной. К ней совершают паломничество тысячи верующих и многие из них утверждают, что она обладает чудодейственной исцеляющей силой. 

Туринский собор
Собор Иоанна Крестителя в Турине
Давайте же внимательнее присмотримся к Туринской плащанице. Выглядит эта ткань не особенно красиво - она обгорелая, в рубцах, заплатках и пятнах. Необычна она из-за изображения на её поверхности. На лицевой и обратной стороне полотна видны очертания нагого человека со скрещенными руками, получившего множественные раны, характерные для распятия. Рост этого человека был порядка 178 сантиметров. Он был довольно высоким как для I века н. э., так и для средневековья. На ткани хорошо различим лик человека с длинными волосами и раздвоенной бородой. Также на полотне просматриваются волокна тёмно-красного цвета, похожего на кровь, а в области запястья (в других местах невооруженным глазом не видно) заметна круглая рана, соответствующая современным представлениям о казни на кресте. Есть  раны  на боку, лбу и ногах. Отпечаток на Туринской плащанице обладает ещё одним необычным свойством - он будьто бы исчезает, растворяется, если приблизится к плащанице, но издалека можно рассмотреть изображение человека со спины и лица - человека, которого били, кололи копьём и, наконец, распяли на кресте.

Большая часть истории полотна неизвестна, первые упоминания о ней, как о Туринской плащанице, появились лишь в XVI веке, однако существуют и более ранние упоминания о полотне с изображением Христа. Так историк церкви, епископ Кесарийский Евсевий, описывал чудесный прижизненный портрет Христа, который, согласно слухам, хранился в Эдессе (Сирия). В легенде записанной Иоанном Дамаскиным упоминается эдесский царь Абгар, пораженный неизлечимым недугом, который послал Иисусу письмо с просьбой приехать в Эдессу и вылечить его. Иисус не смог приехать, но сотворил чудо - создал своё изображение на куске прямоугольного полотна и отослал его царю с одним из своих 72 учеников, Фаддеем (известным также как Аддай). Увидев полотно, царь мгновенно излечился. Эта святая реликвия получила название эдесского убруса (он же Спас Нерукотворный), а согласно христианской традиции чудотворного Мандилиона.

Архидьякон собора Святого Петра, референдарий Григорий, посвятил проповедь дискуссиям об этом артефакте. По его мнению, эдесский убрус представлял собой не что иное, как погребальный саван. На нём было полностью отпечатано тело, а также просматривались волокна с частичками крови, которые считаются следами от ран на боку Иисуса.

В 944 году эдесский убрус был перевезен в Константинополь. Однако, в 1204 году город подвергся нападению крестоносцев, был разграблен и сожжен, а некоторые христианские святыни Константинополя, представлявшие интерес для крестоносцев, были ими вывезены из города. Был ли среди этих религиозных артефактов эдесский убрус достоверно неизвестно, однако, многие учёные склонны считать, что был и именно в эти годы крестоносцы вывезли полотно в Европу, где оно позднее и получило своё нынешнее название - Туринская плащаница. Некоторые источники утверждают, что после падения Константинополя, плащаница тайно хранилась у тамплиеров и, возможно, некоторое время находилась в Палатинской капелле. 
Лицо плащаницы
Спас нерукотворный. Новгородская икона.
Фотонегатив лица
на плащанице
 

В одной из версий говорится о том, что полотно было привезено из Святой земли, французским крестоносцем и некоторое время хранилось, как реликвия в его семье. Позже, в 1353 году французский рыцарь Жоффруа де Шарне объявил, что погребальный саван Христа находится у него, а в 1357 году после его смерти реликвия была выставлена на показ вдовой Жоффруа, Жанной де Верджи в церкви маленького городка Лире во владениях де Шарне.

С этого момента плащаница постепенно становилась знаменитой. Пилигримы толпами стекались в Лире, чтобы посмотреть на таинственное изображение и, в конце концов, плащаница стала настолько известна, что ей пришлось отправиться в путешествие. В каждом пункте назначения, местное духовенство поднимало плащаницу над толпами людей, которые были полны благоговения. Средневековые художники, видевшие плащаницу, пытались копировать её, однако не преуспели в этом.

В 1452-1453 годах Герцог Людовик I Савойский  выкупил полотно и хранил его в своей резиденции, капелле французского города Шамбери, в регионе, ныне известном как Рон-Альп. Именно там плащаница впервые пострадала от пожара, который вспыхнул в капелле в 1532 году, а также от воды, которой тушили пламя. Реликвию удалось спасти, а на поврежденные и обгорелые места полотна монахиня ордена Бедной Клары поставила заплаты.

После переноса столицы в Турин плащаницу в 1578 году перевезли в собор Иоанна Крестителя в Турине, где она хранится по сей день и, благодаря чему, получила своё название Туринская плащаница. А в 1983 году плащаница перешла в собственность и стала достоянием Святейшего Престола Ватикана. Это событие произошло после того, как последний король Италии и представитель Савойской династии Умберто II добровольно передал святыню Папе Римскому Иоанну Павлу II.

С развитием науки люди всё чаще стали задаваться вопросом, чем же на самом деле является Туринская плащаница? Конечно, такие вопросы стали звучать сравнительно недавно. Уже много позже падения Святой Инквизиции и либерализации церкви с развитием наук мир, казалось, становился всё циничнее и даже вера попала под прицел микроскопов ученых и скептиков.

Пристальный интерес в научных кругах к Туринской плащанице проявили после одного случая, который произошел в 1898 году. Тогда плащаница в очередной раз была выставлена церковью на всеобщее обозрение, а среди посетителей оказался итальянский адвокат и фотограф-любитель Секондо Пио, который и сделал интригующие снимки.

Дело в том, что когда плащаницу фотографируют происходит нечто странное. Когда фотографии сделанные Секондо Пио просохли, он обратил внимание на удивительный феномен, который происходит с изображением плащаницы, если его сфотографировать - свет и тень на фотографии поменялись местами, то есть фактически это был негатив изображения плащаницы. Это его случайное открытие стало широко обсуждаемой темой в научных и околонаучных кругах того времени и поставила перед учеными ряд вопросов, в частности, о подлинности плащаницы и личности изображенного на ней человека.

Положение во гроб
Икона "Положение во гроб" с плащаницей
Однако, научные методики, существовавшие в то время, не могли дать каких бы то ни было конкретных результатов, которые могли бы опровергнуть или доказать подлинность Туринской плащаницы. К тому же, исследованиям препятствовала католическая церковь, которая не желала подвергать реликвию каким бы то ни было экспериментам. Таким образом, провести детальное исследование Туринской плащаницы, стало доступным только с применением современных научных методик лишь со второй половины XX века. До этого же исследователям таинственного полотна приходилось довольствоваться фотографиями, сделанными Секондо Пио, а также ещё несколькими фотографиями, сделанными спустя 34 года, в 1931 году, когда плащаница очередной раз была показана общественности и историческими документами, в которых встречалось упоминание о погребальном саване похожим на Туринскую плащаницу.

Благодаря необычному феномену изображения плащаницы на фотографиях, возникла одна из многих любопытных гипотез о появление изображения на этом загадочном полотне. Скептики возразили, что изображение не может являться фотонегативом, если конечно Иисус не был стариком с белыми волосами усами и бородой, либо плащаница - подделка и на ней изображён кто-то другой.

Так, исследователи Линн Пикнетт и Клайв Принс высказали гипотезу о том, что изображение на полотне принадлежит вовсе не Иисусу, а великому учёному конца Средневековья и начала эпохи Возрождения -  Леонардо да Винчи. Согласно этой гипотезе, Туринская плащаница это - первая в истории человечества фотография, полученная Леонардо да Винчи в экспериментах с камерой обскура! Такой примитивной, средневековой камерой могла служить небольшая тёмная комната или же специальный ящик с маленькой прорезью в стенке, через которую проецировалось перевёрнутое изображение объекта на противоположную стенку, экран (в качестве которого могло выступать полотно плащаницы) или зеркало. Сам объект должен был располагаться за пределами этой камеры обскура напротив прорези и быть хорошо освещен солнечным светом. Сама же ткань, выступавшая в роли экрана, на который проецировалось изображение, предварительно должна была быть пропитана светочувствительным раствором, возможно содержащим соли аммиака и нитрат серебра. В качестве проецируемого объекта мог выступать барельеф или статуя со всеми искусственнми ранами.

У этой теории достаточно много сторонников. Однако, она кажется настолько невероятной, что многие ученые с большей охотой готовы признать подлинность плащаницы, чем гипотезу о средневековой фотографии. К тому же, данная версия имеет ряд серьезных недостатков и не выдерживает научной критики, основанной на более детальных исследованиях плащаницы с применением современного оборудования. Главный недостаток этой версии заключается в том, что Леонардо да Винчи родился практически через век после первых официальных письменных упоминаниях о Туринской плащаницы в исторических документах, а также он жил позже, чем тот временной период, которым была датирована плащаница во время проведения радиоуглеродного анализа её фрагментов.

Кроме того, сторонники подлинности плащаницы усмотрели в этом фотонегативе массу доказательств того, что полотно является погребальным саваном Христа. Дело в том, что на фотонегативе очень чётко проявились невидимые невооружённым глазом отметины - это раны характерной формы от ударов плетью на спине и ногах, синяк под глазом, кровоподтеки на предплечье и талии, большое пятно крови на запястье.

Уже к середине XX века вокруг полотна разгорелись нешуточные споры, в которые помимо ученых теперь были вовлечены ещё и теологи, представители духовенства, верующие, атеисты, скептики и просто зеваки, падкие на сенсации. О Туринской плащанице писали в авторитетных научных журналах и менее серьезных газетах, выдвигались самые невероятные гипотезы о происхождение полотна и изображения на нём. В конце концов, Ватикан решил позволить ученым провести исследования над полотном, дабы те расставили все точки над «и» и пресекли журнальные сплетни.

Впервые ученые были допущены к Туринской плащанице в 1969 году. Однако непосредственное изучение полотна в то время проводилось лишь дважды,  в 1973 и 1978 годах.  Наиболее полные исследования были проведены в 1978 году. Именно на результатах этих исследований основаны все дальнейшие выводы ученых о физических и химических свойствах ткани полотна, характера изображения на нём и следов, которые возможно являются следами крови.

Тогда, в 1978 году была собрана большая группа из тридцати ученых, которая назвала себя «Группой исследования Туринской плащаницы» (официальное название проекта звучало так — STURP — «Shroud of Turin Research Project»). Руководил этой научной группой американский физик доктор Джон Джексон, глава «Центра Туринской плащаницы» в США, филиал которого недавно открылся также в Москве, посвятивший исследованию полотна много лет.

Исследователи плащаницы

Исследователи плащаницы
за работой
Так как плащаница должна была оставаться в соборе, ученые доставили туда массу ультрасовременного оборудования. С помощью этого специального научного оборудования и проводилось изучение плащаницы без причинения ей какого-то бы ни было вреда. Перед учеными стояли три важнейших задачи: первая - установить природу происхождения изображения на полотне, вторая -  выяснить природу пятен крови и, наконец, третья -  объяснить механизм возникновения образа на Туринской плащанице.

Целых пять дней Туринская плащаница была в их полном распоряжение для всестороннего изучения и исследования. В течение всего отпущенного времени группа исследователей скрупулезно изучала каждый квадратный миллиметр плащаницы а затем им пришлось потратить месяцы на обработку результатов пока они не получили некоторые ответы. А вопросов, на которые им пришлось отвечать хватало. Один из важнейших звучал примерно так: " Чем является Туринская плащаница -  фальсификацией, подделкой средневекового художника, или же подлинным погребальным саваном Христа и доказательством Чуда, в которые верят христиане?"

Одна из излюбленных теорий скептиков, касательно происхождения изображения на плащанице, звучит просто: Туринская плащаница - средневековая подделка, искусно выполненная художником. Но так ли это? Послушаем, что говорят скептики и сравним их заявления с данными, полученными исследовательской группой Туринской плащаницы.

Скептики утверждают, что Туринская плащаница была подделана примерно в XIV веке, то есть тогда, когда она появилась во французском городке Лире, после чего была передана местной церкви, а затем стала приобретать всё большую известность сначала среди прихожан этой церкви, а вскоре далеко за её пределами. В то время погребальная плащаница Христа была уже хорошо известна христианам, как и терновый венец и крест, а согласно церковному праву новые церкви должны были иметь некие святыни. Так что для хранения таких религиозных святынь как, например, терновый венец или плащаница строились целые церкви. Именно это и могло побудить тогдашнее духовенство заказать у художника подобное изображение, чтобы затем использовать его для своих целей. В подтверждение этого, можно привести письмо епископа Трои (северо-восток Франции) Пьера Дарси (так называемый «Меморандум Дарси»), датированное 1389 годом и, судя по всему, адресованное Папе Клементу VII в Авиньон. В этом докладе епископ сообщал о результатах, которые были получены при изучении происхождения плащаницы, а именно то, что его предшественник, епископ Генри де Пуатье нашёл нарисовавшего её художника, который сознался в подделке, тогда же епископ потребовал убрать полотно из церкви.

Однако, данное происшествие может быть связано всего на всего с враждой духовенства. Дело в том, что документ оказался черновым наброском и на самом деле «Меморандум Дарси» никогда не был отправлен по адресу. Расследуя это происшествие, исследователи пришли к выводу, что епископ Дарси имел вполне понятные мотивы, когда садился писать это письмо -  он желал заполучить плащаницу. В любом случае, на этом всё и закончилось, а имя таинственного художника так и не было названо и нет никаких засвидетельствованных объяснений тому, как он мог добиться такого ошеломляющего результата. И до сих пор никто не может с уверенностью сказать, как можно было бы подделать плащаницу. Хотя недостатка в теориях на этот счет нет.

Скептики придерживаются разных мнений о том, как художник мог добиться такого ошеломляющего результата. Одни утверждают, что это мог быть рисунок на полотне, другие считают, что художник использовал барельеф, а некоторые в своих предположениях заходят еще дальше. Есть теории, в которых для создания образа использовался труп, а возможно, чтобы получить такую точность даже тело живого человека. Согласно этой теории, бедняге должны были нанести все раны и побои, описанные в Библии, а затем распять, после чего художник накрыл несчастного полотном и таким образом получил изображение. Сюда же скептики любят относить гипотезу о средневековой фотографии Леонардо да Винчи.

Однако исследования Туринской плащаницы учеными в 1973 и 1978 годах показали, что скептики, возможно, ошибаются и сделали их теории о ремесленном происхождение изображения на плащанице менее убедительными. Чтобы понять, почему так произошло, обратимся к научным и историческим фактам.

Одним из учёных который принимал участие в тех исследованиях был Барри Шварц, официальный фотограф группы Туринской плащаницы. Шварц признавался, что поначалу весьма скептически относился ко всему, что было связано с этим полотном, однако плащаница, которую он увидел, была совсем не такой, какой он предполагал в начале: «Честно говоря, я ожидал увидеть краску и мазки кисти и пойти домой» -  рассказывает Барри Шварц -  «но мне понадобилось минуты две, чтобы осознать, чтобы это ни было, это не рисунок». В результате детального анализа изображения ученый-фотограф Барри Шварц пришёл к выводу, что это изображение не является ни рисунком, ни фотографией. И он был не одинок в своём заключение. Практически единогласно вся группа исследования Туринской плащаницы пришла к такому выводу -  плащаница подлинная.

Весомым аргументом в пользу подлинности Туринской плащаницы, стали результаты экспериментов, в которых руководитель группы Джон Джексон применил своё ноу-хау. Совершить это интригующее открытие ему помог опыт ведения аэрофотосъемок, которые он выполнял будучи военным летчиком, его знания физика-оптика и специальное военное оборудование с программным обеспечением. Первоначально это оборудование предназначалось для анализа аэрофотоснимков и преобразования по ним трехмерных форм объектов. Однако, доктор Джексон применил этот метод к изображению на плащанице. Сначала Джексон измерил на добровольцах расстояние между моделью плащаницы и человеческим телом, а затем сравнил полученные данные с фотографиями Туринской плащаницы. Изображение помещалось в так называемый компьютерный анализаторVP-8, после чего компьютер превращал оптическую плотность изображения в рельеф. Результатом было рельефное изображение человеческого тела. Оптическая плотность изображения оказалась прямопропорциональна расстоянию от ткани до тела в момент появления изображения. Эта информация опровергает утверждение, что плащаница - обычный рисунок.

Однако, известный скептик и разоблачитель чудес Джо Никелл считает, что ему удалось воссоздать изображение на плащанице и достичь сходства, с оригиналом используя особый способ нанесения красок и рельефную печать: «Я возьму барельеф, оберну его сырой тканью, а вы берите кисть и немного распылённой краски и втирайте её, как это обычно делают с надгробием. На выступающих местах краска оставит тёмные следы, а углубления останутся светлыми. Таким образом, получится изображение, напоминающее негатив… Однажды, в Пасху, одну из моих подделок агентство «Ассошиэйтед Пресс» («Associated Press» — прим. авт.) выдало за Туринскую плащаницу».

Тем не менее, это заявление уже не произвело впечатление на сторонников подлинности плащаницы. Рассказывает ученый-фотограф Барри Шварц: «Много кто делал отпечатки на ткани, это не трудно. И хотя создать изображение Джо вполне удалось, оно не очень-то соответствует химическим и физическим характеристикам Туринской плащаницы. Поэтому я говорю всем скептикам, утверждающим, что это подделка: "Давайте сделайте такую же плащаницу, чтобы она не отличалась от оригинала и я больше ни слова не скажу в защиту её подлинности».

В ходе исследований Туринской плащаницы были проведены микронаблюдения и микрофотографирование плащаницы, стереоскопия в широком спектральном диапазоне от инфракрасного до ультрафиолетового спектров, а также флюоресценция в рентгеновском спектре и химические анализы образцов плащаницы. В результате всех этих экспериментов группа исследования Туринской плащаницы пришла к определенным выводам, о которых объявила официально, а результаты исследований были напечатаны в авторитетных научных изданиях.

Ученые из группы исследования Туринской плащаницы пришли к выводу, что изображение на плащанице не могло быть создано художником, так как появление этого изображения вызвано другими химическими процессами и не является результатом внесения в ткань каких-либо красителей. Изменение цвета изображения они объясняли химическими процессами окисления, разложения и дегидратации, вследствие чего изменился химический состав ткани плащаницы, которая в основном состоит из молекул целлюлозы. Также эти выводы были подтверждены стереоскопией ткани в области лика, которая совпадала с результатами стереоскопии ткани в местах её повреждения от пожара 1532 года.     

Реконструкция лица плащаницы
Компьютерная реконструкция лика с плащаницы
А как же следы похожие на кровоподтеки оставленные на плащанице, может ли современная наука ответить на этот вопрос и что скажут скептики если кровь окажется настоящей? К сожалению, каждая сторона оперирует разными наборами фактов. Большинство учёных из группы исследования Туринской плащаницы утверждали, что были проведены одиннадцать опытов, в ходе которых пытались обнаружить белковые вещества и различные элементы, входящие в состав крови и в конечном итоге это удалось сделать. Химические и физические исследования полотна подтвердили, что пятна крови настоящие и появились на плащанице до возникновения на ней образа. Также удалось выяснить, что кровь была человеческой, группы АБ.

Однако, по всей видимости даже современная наука не в силах поставить точку в спорах вокруг подлинности Туринской плащаницы. Скептики не сдавались и указывали на одного исследователя Туринской плащаницы, который был не согласен с выводами большинства своих коллег. Этим ученым был доктор Уолтер Макроун, знаменитый микроскопист. Хотя доктор Макроун не присутствовал в Турине, ему были отправлены образцы ткани плащаницы и, изучая их в лаборатории, он заметил кое-что интересное. Это были следы красной охры возможно темперной основы. Макроун пришел к выводу, что места рядом с изображением на Туринской плащанице были покрыты миллионами частиц красной охры вплетенными в волокна полотна, то есть обычной краской. Также он заявлял, что в образцах ткани предоставленной ему на анализ он обнаружил, только лишь частички краски, но не обнаружил самих следов крови. Исходя из этого, Макроун сделал вывод, что Туринская плащаница была обычным рисунком, возможно сделанным от руки художником.

Кроме того, скептики указывали на результаты первого химического анализа, который был проведен итальянской комиссией в 1973 году. Тогда ученым удалось обнаружить на ткани овальные частицы красного вещества диаметром 0,5-0,7 микрона, однако все тесты на кровь дали отрицательный результат.

Сторонники подлинности плащаницы, не согласны с выводами Макроуна и считают, что он ошибся. Рассказывает Барри Шварц: «На плащанице рядом с изображением нет ни краски, ни пигмента. Само оно находится лишь на поверхности и не проникает глубоко внутрь ткани…Нам известно 52 случая, когда художникам разрешали сделать копию с плащаницы или нарисовать её и в этом случае они также могли положить рисунок на плащаницу, чтобы осветить свою работу. Уолтер нашёл пару частиц краски и сразу стал утверждать, что вся плащаница нарисована, совсем не принимая во внимание все те данные, которые доказывали, что это не рисунок». Частички же краски обнаруженные доктором Макроуном, могли быть результатом загрязнения плащаницы во время работы художников.

А по мнению некоторых исследователей, Туринская плащаница не может являться подделкой -  рисунком или барельефным оттиском, хотя бы потому, что она просто не похожа на какой-либо предмет искусства относящейся к эпохе Средневековья или Возрождения, а ведь именно в этот период, как считают скептики, была создана плащаница.

Ещё один не маловажный факт, базируется на результатах исследования полотна 1973 года. Тогда группе микропалеонтологов удалось обнаружить на плащанице пыльцу различных растений. Но самое удивительное оказалось то, что эта пыльца была характерна для растений встречающихся только в Палестине, Турции и Центральной Европы, то есть там, где предположительно проходил исторический путь плащаницы. Таким образом, естественнонаучные исследования согласовывались с исследованиями историков. Так возможно ли было вообще в эпоху Средневековья или Возрождения создать нечто подобное, подделать плащаницу и если да, то какими знаниями должен был обладать художник создавший её?

На этот непростой вопрос попытался ответить один из исследователей Туринской плащаницы. Этим человеком был судебно-медицинский эксперт доктор Фрэнк Цугибэ: «Я изучал казнь на кресте всего несколько лет, прежде чем узнал о плащанице и был действительно поражён, что благодаря ей я мог найти подтверждение тому, что изучал». Конечно же, как судебно-медицинского эксперта, доктора Цугибэ в первую очередь заинтересовали пятна крови, оставленные на плащанице и он решил поступить с этим таинственным изображением так, как поступал с любой фотографией с места преступления, чтобы понять, что это изображение может рассказать ему о жертве.